Активные нагрузки
Гимнастика пробуждения после дневного сна для детей, находящихся в подготовительной группе, включает в себя несколько комплексов активных упражнений.
Занятия возле постели:
Любопытные малыши.
Дети стоят с руками на талии и поворачивают лицо в обе стороны, а также вверх и вниз.
- Я расту.
Прижав пятки к полу, ребята тянутся сцепленными руками вверх, ладошки развернуты к потолку, одновременно вверх тянется макушка. - Мельница.
Дети крутят прямыми руками сначала вперед, потом назад, ноги немного расставлены. - Цапля.
Стоя прямо на левой ноге, руки на поясе, ребята сгибают правую ногу и вытянутый носок прижимают к левому колену. В этом положении следует выстоять не менее 30 с. - Самолет.
Дети выпрямляют руки параллельно полу по сторонам, потом непрерывно произнося звук «у-у-у», они наклоняются в то в одну сторону, то в другую. В ходе упражнения делаются короткие паузы для вдоха. - Шипящие гуси.
Ребята стоят с руками на талии, расположив ноги по ширине плеч. Наклоняясь вперед и отводя прямые руки назад, дети подражают шипению гусей. - Мячик.
Ребята прыгают на обеих ногах на одном месте.
Активные упражнения для прохладной комнаты:
- Дети ходят по кругу, чередуя очень мелкие шажки с широкими шагами. Далее они поднимаются на носки, выпрямляют руки вверх и шагают, подобно цапле, с высоко поднятыми коленями. Затем следует легкий бег, заканчивающийся приседанием. В заключении ребятам предлагаются длинные прыжки.
- Цикл начинается с шагов на носках с поднятыми к потолку руками. Далее дети идут обычными шагами и периодически по команде педагога останавливаются то на правой, то на левой ноге. Продолжается движение в положении приседа, руки на талии, затем следует веселый марш с высоким подниманием коленей.
- Ребята активно шагают по комнате, затем поднимаются на носочки и, продолжая шагать, выпрямляют руки вверх. Потом они опускаются на пятки, ставят руки на талию и шагают на пятках. Завершает цикл легкая пробежка с закидыванием пяток к ягодицам.
Активные занятия для теплой комнаты:
Елка.
Из положения стойки на коленях, руки расположены на талии, дети выпрямляют правую ногу в бок и одновременно руки вытягивают в стороны. То же упражнение выполняется для другой ноги.
- Солнечное настроение.
Ребята выполняют подскоки на одном месте, поднимая колени как можно выше и постепенно поворачиваясь вокруг своей оси на 90°. После полного оборота дети отдыхают, шагая по комнате, затем упражнение повторяется снова. - Веселая гимнастика.
Дети стоят ровно, ноги расставлены, но не широко, руки расположены на талии. Отставляя правую ногу назад с вытянутым носком, ребята разводят руки в стороны, после чего возвращаются в основную стойку. То же упражнение выполняется с другой ноги. - Ловкие прыгуны.
Ребята выполняют прыжки на одном месте: сначала 5 подпрыгиваний, затем 5 больших прыжков.
Упражнения в стихах
Рифмованные упражнения создают веселую атмосферу, помогают справиться с заданием и повышают интерес детей к занятиям. Стихотворные сравнения движений с представителями животного мира или иными образами позволяют подать гимнастический комплекс в игровой форме. Стихи развивают в детях чувство рифмы, веселые занятия прививают любовь к физкультуре.
Начало зарядки:
Гимнастика полезна,
Гимнастика нужна,
От хворей и болезней,
Спасает нас она!
Упражнения:
В небе солнышко плывет
(дети лежат в кроватях лицом вверх и описывают широкие круги руками).Свежий ветер травку мнет
(ребята сидят на коленях, наклоняются к кровати и хаотично машут руками из стороны в сторону).В ручейке бежит водичка
(дети остаются сидеть на коленях и крутят согнутыми в локтях руками вперед и назад).Виляет хвостиком лисичка
(стоя по-собачьи, ребята вращают тазом в разных направлениях).Слон кивает головой
(дети стоят в той же позиции и важно раскачивают головой в разные стороны).Уточка плывет домой
(ребята ложатся вниз лицом, выгибают спину, обхватывают руками голеностопные суставы и качаются).Ловко прыгает лягушка
(дети совершают глубокие прыжки).Навострил зайчонок ушки
(сидя на корточках, ребята изображают ладошками уши зайца).Бабочка летела, отдохнуть присела
(дети садятся, соединяют стопы перед собой и стараются достать коленями пола).Важный орел со скалы опустился
(ребята стоят ровно и плавно поднимают руки-крылья в стороны, а потом медленно приседают, опуская их к полу).Цветок-василек на заре распустился
(сидя на корточках, дети соединяют ладони перед грудью, а затем поднимаются и одновременно разводят руки над головой в стороны).
Ходьба по массажным матам:
По ровненьким дорожкам,
По камешкам и стежкам,
Шагают наши ножки,
Топ-топ-топ,
Хлопают ладошки,
Хлоп-хлоп-хлоп.
Умывание.
Водичка, водичка,
Умой мне личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок.
Особенности гимнастики по месяцам
За это короткое время невозможно провести гимнастику, охватывающую все мышцы и системы организма. Для разностороннего развития детей рекомендуется ежемесячно менять состав занятий после сна.
За такой период ребята освоят все упражнения предыдущего комплекса и начнут разминать и тренировать новые группы мышц. Смена гимнастики сохраняет интерес детей к занятиям в течение всего года.
- Первая группа упражнений начинается с бега в холодное (19°С) помещение, затем следуют профилактические занятия от плоскостопия.
- Следующий комплекс включает в себя разминку лежа и сидя в постели, дыхательные и закаливающие упражнения.
- Далее вместо дыхательной гимнастики в комплекс включается аэробика под музыку.
- Четвертый комплекс начинается с закаливающего бега, затем следует зарядка для профилактики осанки.
Правила проведения гимнастики пробуждения
Во время дневного сна необходимо провести проветривание подходящей комнаты для воздушного закаливания, разница температур с теплой спальней должна составлять 3-5°С. Летом закаливающая гимнастика может проводиться на улице.
Момент пробуждения сопровождает тихая музыка, громкость и темп которой нарастают при повышении интенсивности упражнений. Зарядка начинается по расписанию с проснувшимися детьми, по мере пробуждения остальные дети включаются в процесс. Не допускается принуждение ребенка к занятиям.
Основное правило гимнастики в кроватях: исключаются резкие движения
, а также подъемы с кровати, чтобы не вызвать головокружения и не растянуть отдохнувшие мышцы. Перед началом гимнастики в кровати из-под головы убирается подушка.
В ходе зарядки дети перемещаются в «холодное» помещение или на улицу для активной ходьбы и бега. Здесь можно проводить занятия для правильной осанки и с целью профилактики плоскостопия, заниматься корригирующей ходьбой и бегать по массажным коврикам. Затем группа возвращается в теплую спальню для дальнейших упражнений. Переход может осуществляться несколько раз за занятие.
Гимнастические занятия рекомендуется проводить в игровой форме
, это создает положительную эмоциональную атмосферу среди детей. Техника выполнения упражнений, основанных на подражании животным или другим образам, легче осваивается детьми, такие занятия развивают двигательное воображение.
Картотека упражнений для блока в кровати
Гимнастические упражнения в кровати:
- Потягивание.
Лежа в кроватях на спине, ребята протягивают руки вдоль тела, а затем вытягивают за голову и тянутся макушкой вверх, одновременно пятки тянут к противоположной спинке кровати. - Змейка.
Дети лежат на спине и выполняют перекатывания с одного бока на другой, при этом руки прижаты к телу. - Великаны-карлики.
Из того же положения ребята сгибают ноги в коленях, а затем выпрямляют их.
- Велосипед.
Упражнение на пресс, оно выполняется лежа лицом вверх. Вытянув руки по бокам, дети «рисуют» ногами круги в воздухе, напоминающие прокрутку педалей велосипеда. - Орех.
Из позиции лежа лицом вверх при глубоком вдохе ребята садятся и тянутся руками к носкам прямых ног. Выдыхая воздух, они ложатся обратно на кровать. - Лодочка.
Дети переворачиваются лицом вниз, вытягивают руки вверх и с усилием прогибают спину, при этом верх и низ тела должны оторваться от поверхности кровати. - Кошечка.
Стоя по-кошачьи на коленях и выпрямленных руках, ребята выгибают спину дугой, одновременно опуская лицо вниз, затем прогибают спину вниз, поднимая лицо вверх. - Горка.
Дети садятся в кровати, выпрямив ноги перед собой, ладонями упираются на кровать за спиной. Опираясь на согнутые ноги и ладони, ребята высоко поднимают бедра, затем снова садятся на кровать. - Волна.
Дети становятся на колени. Протягивая руки в одну сторону, они садятся в противоположную сторону рядом с пятками, затем выполняют то же упражнение зеркально.